Антикоррозионная защита
Своеобразным «ноу-хау» предприятия являются электрометаллизационные покрытия из цветных металлов и сплавов. Они широко используются для долговременной защиты от коррозии стальных металлоконструкций и прекрасно зарекомендовали себя в агрессивной (кислотной, щелочной) внешней среде до температур более 10000 °С. Покрытия выполняются методом электродуговой металлизации. Он состоит в том, что наносимый цветной металл расплавляется электрической дугой, затем расплав распыляется и внедряется в предварительно подготовленную стальную поверхность высокоскоростной воздушной или газовой струей. Применение таких металлизационных покрытий регламентировано ГОСТ 9.304-87, рабочие толщины составляют 100-500 мкм, адгезионная прочность – до 400 кгс/см2.
№ | Тип покрытия | Химическая стойкость | Термостойкость, °С | Долговечность, лет |
1. | Электрометаллизационное Al, 150 мкм | Высокая | До +400 | 50 |
2. | Электрометаллизационное Zn, 150 мкм | Высокая | До +400 | 50 |
3. | Металлонаполненное (ЦВЭС, ЦИНОТЕРМ, ПАЭС, АЛЮМОТЕРМ, Хемпель), 3 слоя | Высокая | До +340 | 15 |
4. | Полимерные эпоксидные ВГ-33, ВГ-28, ЭП-0199, ВЛ-02 и органосиликатные ОС-12-03 схемы защиты | Высокая | До +150 | 8 |
5. | Стандартная схема ПФ, ГФ | Низкая | До +60 | 2 |
По сравнению с лакокрасочными и полимерными покрытиями металлизационные покрытия в химически активной среде имеют многократно более высокую (до 10 раз) коррозионную долговечность.
Металлизационные защитные покрытия не содержат органических составляющих, влияющих на качество хранимых в емкостях реагентов. Высокие анодные свойства металлизационных покрытий обеспечивают «самозалечивание» трещин и небольших (до 2-3 мм) дефектов покрытий и, кроме того, эффективную антикоррозийную защиту металоконструкций при повреждении до 80% покрытия. Это позволяет применять металлизационные покрытия для защиты оборудования, используемого в горячем и холодном водоснабжении, тепловых сетях, нефтяной и химической промышленности. Например, при толщине алюминиевого покрытия 200 мкм срок эффективной работы стального элемента в атмосферных условиях составляет более 50 лет, в нефти и нефтепродуктах – 20 лет, а в горячей воде – до 15 лет.
За рубежом металлизационные покрытия используются для защиты от коррозии железнодорожных мостов и переходов, резервуаров и трубопроводов различного назначения, осветительных опор и ограждений автомобильных дорог, гидросооружений и т.п. В России такие покрытия применялись при строительстве Останкинской телебашни, в атомных ледоколах «Сибирь» и «Арктика», для защиты крупногабаритных емкостей ТЭЦ, АЭС и т.д.
В Нижегородской области металлизационные покрытия использовались при изготовлении закладных элементов сухого дока, льдогенераторов, дымовых труб, теплообменных трубок бойлерных установок и т.д.
В 2003 году специалисты ООО «Защита металлов» выполняли работы по электрометаллизации алюминием внутренней поверхности резервуара объемом 3000 м3, предназначенного для хранения моноэтиленгликоля, поставляемого иностранным потребителям и имеющего соответствующие повышенные требования к количеству примесей и прозрачности. Работы по металлизации, выполняемые при постоянном шеф-контроле со стороны проектировщиков и независимой экспертной организации, были выполнены в оговоренные договором сроки без каких-либо претензий.
Аналогичные работы, но уже с использованием цинка, производились в 2005 году на ОАО «Мостовик» в г. Омске для защиты зоны переменного водяного уровня мостовых металлических опор. Проект моста для Москва-реки в Серебряном бору был разработан американскими инженерами, которые контролировали исполнение технологии, сроки и качество работ.
Технология металлизации мостовых конструкций за рубежом применяется повсеместно после того, как в 1986-1987 годах Министерство транспорта штата Нью-Джерси (США) провело сравнительный эксперимент по нанесению 47 различных типов покрытий на мосту Матис (см., например, журнал «Очистка. Окраска», № 4(24), апрель 2009 г., с. 7-8).
Комбинированные металлизационно-лакокрасочные покрытия
Наиболее широко используемый тип антикоррозийной защиты, объединяющий достоинства металлизационных и лакокрасочных покрытий. Комбинированные покрытия выполняются путем создания на поверхности конструкции электрометаллизационного подслоя, на который наносится лакокрасочное покрытие по облегченной схеме в 2-3 слоя. Применение металлизационных покрытий в качестве подслоя обеспечивает многократное увеличение адгезионной прочности и коррозионной долговечности покрытий. Кроме того, металлизационный подслой существенно улучшает ремонтопригодность защитных комбинированных покрытий, в 3-4 раза снижая стоимость их восстановления при ремонте. Возобновление лакокрасочной пленки на металлизационном подслое обычно производится не чаще, чем один раз в 10-15 лет, и то лишь в декоративных целях.
Металлизационные и комбинированные покрытия рекомендуются для:
- дорожных ограждений;
- автомобильных и железнодорожных мостов;
- труб и емкостей в системах горячего и холодного водоснабжения, включая питьевое;
- резервуаров для светлого и темного топлива, нефти и нефтепродуктов;
- химического машиностроения;
- металлических конструкций промышленных зданий и сооружений;
- опор линий электропередач;
- гидросооружений;
- судоремонта и судостроения.